Направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы района и задачи
Направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы района и задачи
Целью деятельности санитарно-эпидемиологической службы района является совершенствование организации деятельности Государственного учреждения «Молодечненский зональный центр гигиены и эпидемиологии» (далее Молодечненский зональный ЦГЭ); обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Молодечненского района как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и качества жизни населения на территории Республики Беларусь. Основные направления деятельности Молодечненского зонального ЦГЭ на 2024 год.
Направление 1: Реализация полномочий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенствованию эффективности государственного санитарного надзора, механизмов стратегического и проектного управления.
Задачи:
1.1. Проведение мероприятий по осуществлению государственного санитарного надзора, направленных на реализацию прав граждан на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и качество жизни, предусмотренных Законами Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О здравоохранении» и другими, в том числе посредством:
1.1.1. контроля безопасности продукции и факторов среды обитания человека, влияния негативных факторов на состояние атмосферного воздуха, почвы и питьевой воды;
1.1.2. предоставления полной, достоверной и своевременной информации о санитарно- эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания человека, проводимых санитарнопротивоэпидемических мероприятиях, безопасности и безвредности продукции, потенциальной опасности для жизни и здоровья населения выполняемых работ и оказываемых услуг, специфических санитарно- эпидемиологических требованиях, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах.
1.2. Обеспечение межведомственного взаимодействия, сопровождение и реализация государственных программ, отраслевых документов стратегического планирования, региональных программ и проектов, в том числе Комплекса мер по защите внутреннего рынка, по вопросам внедрения новых технологий в организацию питания школьников, обеспечения учреждений образования пищевыми продуктами, отвечающими установленным требованиям для детей.
1.3. Обеспечение профилактической деятельности по реализации Программ достижения показателей Целей устойчивого развития Республики Беларусь.
1.4. Выполнять административные процедуры в рамках принципа «одно окно».
Направление 2: Совершенствование правового регулирования контрольной (надзорной) деятельности с учетом риск-ориентированного подхода для обеспечения ее эффективности.
Задачи:
2.1. Обеспечение преимущественного использования мер профилактического и предупредительного (превентивного) характера, реализуемых во взаимодействии с проверяемыми субъектами.
2.2. Осуществление контрольной (надзорной) деятельности в условиях исключения неоправданного роста контрольной (надзорной) нагрузки на субъекты хозяйствования, излишнего вмешательства в их деятельность, а также необоснованного применения мер ответственности.
Направление 3: Совершенствование подходов к проведению мероприятий по осуществлению государственного санитарного надзора, направленных на снижение потенциального риска влияния факторов среды обитания, небезопасной продукции на жизнь и здоровье человека.
Задачи:
3.1. Продолжение организации работы по развитию и оценки эффективности Проекта «Школа – территория здоровья».
3.2. Обеспечение государственного санитарного надзора по вопросам радиационной безопасности при эксплуатации Белорусской АЭС. Проведение радиационно-гигиенического мониторинга. Дальнейшее обеспечение эффективного государственного санитарного надзора за выполнением требований при работе с источниками ионизирующего излучения.
3.3. Совершенствование государственного санитарного надзора за перспективным планированием (зонированием) территорий населенных пунктов, санитарно-защитными зонами объектов, оказывающих воздействие на здоровье человека и окружающую среду, организацией и проведением лабораторного контроля качества атмосферного воздуха и физических факторов.
3.4. Совершенствование механизмов осуществления государственного санитарного надзора, в том числе лабораторного сопровождения, за условиями труда работающих на предприятиях и в организациях всех форм собственности, обеспечение гигиенического сопровождения территориальных программ, комплексных планов мероприятий по улучшению условий труда и профилактике профессиональных заболеваний.
3.5. Реализация полномочий по защите внутреннего рынка страны от поступления и оборота небезопасной продукции, в том числе предусмотренных Законом «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», Доктриной национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года, Комплексом мер по защите внутреннего рынка в 2023-2025 годах.
3.6. Обеспечение прогресса в достижении целевых показателей и решении задач Комплекса мер по реализации обязательств, принятых Республикой Беларусь по Протоколу по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года, до 2030 года.
3.7. Профессиональная популяризация эффективных систем производственного контроля среди поднадзорных субъектов хозяйствования.
3.8. Использование оценки профессионального риска для взаимосвязи формирования профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости с условиями труда работающих и разработки мероприятий по сохранению здоровья работающего населения.
3.9. Организация межведомственного и иного взаимодействия, направленного на выполнение субъектами хозяйствования обязанности обращаться в органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, за проведением государственной санитарно-гигиенической экспертизы объектов, подлежащих данной экспертизе
Направление 4: Организация проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в целях обеспечения стабильной эпидемиологической ситуации, биологической безопасности и предупреждения распространения инфекционных болезней.
Задачи:
4.1. Совершенствование и обеспечение эффективного функционирования системы эпидемиологического слежения за инфекционными заболеваниями, в целях своевременного и эффективного реагирования на складывающуюся эпидемиологическую ситуацию на всех уровнях.
4.2. Внедрение и реализация оптимизированной тактики вакцинопрофилактики отдельных инфекционных заболеваний, в том числе в рамках Национального календаря профилактических прививок Республики Беларусь и Перечня профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
4.3. Развитие системы инфекционного контроля в организациях здравоохранения. Обеспечение эффективного государственного санитарного надзора за организациями здравоохранения с целью поддержания безопасной среды пребывания для пациентов и работников.
4.4. Обеспечение методического сопровождения с оказанием организационно-методической помощи осуществления санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний и недопущение возникновения эпидемических осложнений.
4.5. Обеспечение готовности органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, к реагированию на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение.
4.6. Реализация в части, касающейся республиканских комплексных планов мероприятий по профилактике гриппа птиц, по профилактике бешенства (включая обеспечение методического сопровождения с оказанием организационно-методической помощи по осуществлению мероприятий по профилактике бешенства среди населения).
4.7. Повышение эффективности системы эпидемиологического слежения за ВИЧ-инфекцией и парентеральными вирусными гепатитами (далее – ПВГ). Совершенствование системы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции в целях минимизации случаев позднего выявления случаев. Поддержание и внедрение научно-обоснованных эффективных мер профилактики ВИЧ-инфекции, в том числе среди ключевых групп населения (кабинеты профилактики ВИЧ-инфекции и ПВГ среди потребителейинъекционных наркотиков; доконтактная профилактика ВИЧ-инфекции и др.) и обеспечение устойчивости предоставления профилактических услуг за счет расширения реализации и повышения эффективности государственного социального заказа в связи с ВИЧ-инфекцией. Формирование стратегии снижения стигмы и дискриминации по отношению к людям, живущим с ВИЧ и людям, относящимся к ключевым группам населения.
4.8. Обеспечение эпидемиологического слежения за природно-очаговыми инфекциями с учетом эпизоотологического мониторинга природных очагов зоонозов, изучения циркуляции возбудителей во внешней среде с использованием лабораторных методов диагностики.
4.9. Обеспечение энтомологического слежения за переносчиками инфекционных и паразитарных заболеваний, обитающих на территории республики, в целях оценки эпидемиологической ситуации и своевременной корректировки санитарно-противоэпидемических мероприятий.
4.10. Организационно-методическое деятельности сопровождение Воложинского райЦГЭ, Вилейского райЦГЭ, Мядельского райЦГЭ по вопросам лицензирования медицинской деятельности, входящим в компетенцию органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.
4.11. Реализация, в части касающейся, Концепции биологической безопасности Республики Беларусь, в том числе в рамках деятельности Совета по биологической безопасности при Совете Министров Республики Беларусь и в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции национальной системы обеспечения биологической безопасности Республики Беларусь на 2023 – 2025 гг.
4.12. Оптимизация системы эпидемиологического слежения за нежелательными реакциями, связанными с применением иммунобиологических лекарственных препаратов.
4.13. Обеспечение методического сопровождения (с оказанием организационно-методической помощи) государственного санитарного надзора за проведением мероприятий по санитарной охране территории.
4.14. Повышение информированности населения по вопросам профилактики инфекционных заболеваний.
Направление 5: Формирование здорового образа жизни и совершенствование социально-гигиенического мониторинга в контексте достижения Целей устойчивого развития (далее – ЦУР).
Задачи:
5.1. Формирование межведомственного партнерства всех заинтересованных в рамках реализации государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки».
5.2. Реализация локальных профилактических проектов, программ и инициатив, направленных на популяризацию здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний.
5.3. Обеспечение реализации мер по противодействию потребления табака и никотинсодержащей продукции, в том числе на законодательном уровне.
5.4. Осуществление взаимодействия с государственными и неправительственными организациями по вопросам создания и размещения социальной рекламы по продвижению здорового образа жизни, профилактики факторов риска развития неинфекционных заболеваний.
5.5. Информационное сопровождение профилактической деятельности, в том числе по достижению делегированных Министерству здравоохранения Республики Беларусь показателей ЦУР.
5.6. Обеспечение организационно-методического сопровождения информационной системы «Национальная платформа предоставления отчетности по Целям устойчивого развития Республики Беларусь» по делегированным Министерству здравоохранения Республики Беларусь показателям ЦУР.
5.7. Обеспечение проведения сравнительного эпидемиологического анализа неинфекционной заболеваемости и анализа территориальных рисков здоровью.
5.8. Обеспечение интеграции показателей Целей устойчивого развития, делегированных Министерству здравоохранения Республики Беларусь, в деятельность органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.
Направление 6: Оптимизация и развитие системы лабораторного обеспечения государственного санитарного надзора.
Задачи:
6.1. Продолжить работы по приведению условий размещения и совершенствование материально- технической базы лабораторного отдела Молодечненского зонального ЦГЭ в соответствие современным требованиям национальных и международных норм и правил, обеспечение бесперебойного снабжения лабораторий реагентами и расходными материалами, используя средства всех уровней бюджета и иные средства.
6.2. Проведение дальнейшей оптимизации лабораторий центров гигиены и эпидемиологии с централизацией исследований в лабораториях более высокого уровня.
6.3. Освоение и внедрение в практику работы лабораторного отдела Молодечненского зонального ЦГЭ вновь принятых межгосударственных стандартов, новых методов (методик) исследования в целях контроля показателей безопасности.
6.4. Развитие контроля качества диагностической и испытательной деятельности лабораторного отдела Молодечненского зонального ЦГЭ.
6.5. Обеспечение готовности лабораторий СНЛК лабораторного отдела Молодечненского зонального ЦГЭ в рамках отраслевой подсистемы ГО/ЧС к диагностике источников и расшифровке причин чрезвычайных событий с учетом требований Международных медико-санитарных правил.
6.6. Продолжить работу по переработке методик и (или) метрологической аттестации действующих методик , используемых в практике работы лабораторного отдела Молодечненского зонального ЦГЭ, валидации методик испытаний, включенных в перечни к техническим регламентам Таможенного союза, Евразийского экономического союза.
6.7. Обеспечение готовности лабораторного отдела Молодечненского зонального ЦГЭ и, при необходимости, проведение диагностических мероприятий в рамках государственного санитарного надзора в случае выявления пациентов с подозрением на инфекционное заболевание, представляющее чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение.
Направление 7: Международное сотрудничество в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия. Реализация положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в сфере санитарных мер и технического регулирования (далее – ЕАЭС).
Задачи:
7.1. Применение системы оценки риска при осуществлении надзорной деятельности за соблюдением санитарно-эпидемиологических н гигиенических требований, а также требований технических регламентов ЕАЭС.
7.2. Использование ресурсов единой системы нормативно-справочной информации Союза в области технического регулирования и СФС мер, в том числе для информирования о продукции, не соответствующей обязательным требованиям ЕАЭС в части санитарных мер.
7.3. Осуществление санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на недопущение ввоза через таможенную границу ЕАЭС и обращения на таможенной территории ЕАЭС опасной продукции.
7.4. Реализация Комплексного плана мероприятий в области здравоохранения и санитарно- эпидемиологического благополучия населения по предотвращению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и иных инфекционных заболеваний на территории государств-членов ЕАЭС, в том числе минимизация рисков завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) и их ликвидация.
Направление 8: Совершенствование кадровой политики и реализация комплекса мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Задачи:
8.1. Совершенствование механизма кадрового подбора, учитывающего потребности органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.
8.1.1. Определение и формирование контингента лиц, способных по своим профессионально-деловым и другим качествам к занятию вакантных, освобождающихся или планируемых к созданию рабочих мест (должностей) в Молодечненском зональном ЦГЭ (формировать, проводить корректировку заказа на подготовку кадров с использованием АС «Госзаказ и прием» на уровне высшего и среднего специального образования).
8.1.2. Проведение профориентационной работы с выпускниками средних образовательных школ, направленную на популяризацию системы здравоохранения, повышение престижа медицинского работника по специальности «Медико-профилактическое дело», мотивацию получения высшего и среднего специального медицинского образования.
8.2. Повышение качества управления кадровым резервом и его формированием.
8.2.1. Формирование и использование кадрового резерва Молодечненского зонального ЦГЭ: по результатам аттестации на соответствие занимаемой должности сотрудников осуществляется подбор, расстановка, продвижение кадров с учетом их квалификации, опыта, деловых и нравственных качеств.
8.3.Совершенствование системы профессионального развития кадрового состава в течение всего периода профессиональной деятельности с учетом уровня должности и специфики должностных обязанностей.
8.3.1. Обеспечить прохождение повышения квалификации сотрудниками Молодечненского зонального ЦГЭ, с последующим направлением подлежащих сотрудников на сдачу на квалификационную категорию.
8.4. Дальнейшее внедрение информационных технологий в целях повышения качества кадровой работы.
8.4.1. Обеспечить ведение и наполнение базы РИАС «Кадры».
8.5.Совершенствование механизмов профилактики коррупционных и иных правонарушений, организация работы по предупреждению коррупции и выявлению коррупционных рисков, реализация постановлений коллегий Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
8.5.1. Проводить с работниками Молодечненского зонального ЦГЭ разъяснительную работу о недопустимости коррупции, использования своего служебного положения и связанных с ним возможностей для получения личной выгоды.
8.5.2. Изучать существующее антикоррупционное законодательство Республики Беларусь, проводить мониторинг публикаций и выступлений в СМИ о реализации антикоррупционных мероприятий в Республике Беларусь с целью обобщения и внедрения опыта противодействия коррупции в учреждениях здравоохранения.
8.5.3. В ходе проведения государственного санитарного надзора за соблюдением проверяемыми субъектами санитарно-эпидемиологического законодательства обеспечить строгое соблюдение законодательных актов, касающихся осуществления контрольной (надзорной) деятельности.
8.5.4. Виновных в нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства привлекать к ответственности в полном объеме, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
8.5.5. Привлекать к ответственности должностных лиц Молодечненского зонального ЦГЭ за непринятие мер, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, к виновным в нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства.
8.5.6. Обеспечить контроль за рациональным использованием бюджетных и внебюджетных средств, за соблюдением законодательства о государственных закупках и закупках за счет собственных средств.
8.5.7. В строгом соответствии с действующим законодательством осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, а также контроль за сохранностью и использованием денежных средств и материальных ценностей.
8.5.8. Проводить анонимное анкетирование среди сотрудников Молодечненского зонального ЦГЭ по вопросам противодействия коррупции и анализ анкетирования.
Направление 9: Совершенствование информатизации деятельности учреждений государственного санитарного надзора по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Задачи:
9.1.Наполнение базы интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (ИАС КНД).
9.2. Наполнение базы единого государственного банка данных о правонарушениях (ЕГБДП).
9.3. Наполнение Единой информационной системы санитарно-эпидемиологической службы (ЕИС СЭС).
9.4. Наполнение «Банка данных показателей и индикаторов ЦУР санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Республики Беларусь».
Направление 10: Укрепление материально-технической базы Молодечненского зонального ЦГЭ в целях эффективного решения поставленных задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Задачи:
10.1. Продолжение работы по организации увеличения финансирования Молодечненского зонального ЦГЭ за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств.
10.2. Организация приобретения необходимого оборудования и проведения ремонтов.